Чтобы регулярно получать новые статьи о том, как фотографировать, введите E-mail:

Опросы

Информация какой из рубрик вам понравилась больше всего?

Просмотр результатов

Загрузка ... Загрузка ...

postheadericon КОМПОЗИЦИЯ

Вы когда-нибудь задумывались, почему хорошие фотографы делают потрясающие фотографии, снимая лестничные перила, двери сараев, стручки красного перца, в то время как вам подчас трудно найти хоть какой-то достойный объект для съемки?

Как правило, о фотографии судят, задавая 3 вопроса:

  1. Что видел фотограф?
  2. Как он это видел?
  3. Как он передал увиденное?

Понимать, как работает фотоаппарат, важно, чтобы знать, как снимать. Но понимание принципов работы камеры само по себе не сделает фотоснимки лучше.  Есть множество средств снимать более интересные фото, и приведенные здесь советы помогут в этом:

правила композицииПРАВИЛО №1 — Объект и фон

Как вы считаете, в чем недостаток большинства фотографий в стиле съемки «мы на фоне»? Очень часто получается так, что эти самые «мы» – обезличенные и скучны. При этом «фон» — отнюдь не фон, а главный объект, а между «фоном» и «мы» практически нет никакого взаимодействия… читать дальше

правила композицииПРАВИЛО №2 — Ритм и структура

Человеческий глаз устроен так, что в каждом изображении он старается найти структуру, если даже заведомо ее там нет. Помните, как в детстве вы смотрели на небо и видели забавных зверьков, корабли, замки, берега, окрашенные закатом? Наши глаза ищут скрытую структуру всегда и всюду, в том числе на фотографии… читать дальше

правила композицииПРАВИЛО №3 — Правило третей

Если на листке бумаги поставить точку, будет ли этого достаточно для возникновения структуры? Оказывается, что да, потому что эта точка делит пространство на части и, независимо от нашего желания, в этом делении глаз ищет гармонию… читать дальше 

правила композицииПРАВИЛО №4 — Контраст

На что мы обращаем внимание, когда видим фотографию? Многие думают, что первый взгляд должен упасть на главный сюжет снимка. На самом деле, глаза «цепляются» за самый яркий и сильный контраст изображения. Светлое и темное, если это черно-белая фотография, или контраст цветов, если цветная… читать дальше

правила композицииПРАВИЛО №5 — Силуэт

Представьте, что в час пик вы стоите на многолюдной улице и разговариваете по телефону. Вокруг вас идут люди, все они разговаривают… понятно, услышать что-либо в такой гаме невозможно. Похожее происходит с фотоснимком, когда силуэт основного объекта недостаточно четкий – воспринять и «прочитать» изображение практически невозможно… читать дальше

правила композицииПРАВИЛО №6 — Резкость

Правило №4 говорит, что в первую очередь глаз человека обращает внимание не на сюжет, а на самый сильный контраст в фотографии. Однако контраст может проявляться не только на макроуровне: светлое окно/темная стена или светлая кожа/темные глаза. На микроуровне он не менее важен и, пожалуй, более заметен – потому что резкость и является микроконстрастом… читать дальше 

правила композицииПРАВИЛО №7 — Ракурс

Новый взгляд на старую проблему, оригинальность, свежесть идей – черты творческого человека. В композиции фотографии за небывалый взгляд на вещи отвечает техника ракурсной съемки. Порой кажется, что может быть проще и привычнее, чем съемка портрета? Фотоаппарат приблизительно на уровне глаз портретируемого, профиль, фас… читать дальше

правила композицииПРАВИЛО №8 — Пространство

Фотография – изображение на плоскости определенного участка пространства. Утверждение банальное, но многие любители не привыкли учитывать эту особенность при съемке. Как результат – «плоские» снимки, в которых передний план прилипает к заднему, в которых нет воздуха, а горы, кажущиеся величественными и далекими, оказываются нелепыми холмами… читать дальше 

правила композицииПРАВИЛО №9 — Фрейминг

Многие люди помещают фотографии в рамки. Но можно «обрамить» объект во время съемки. Термином «фрейминг» обозначают несколько приемов, похожих с идеологической, но разных с практической точки зрения. Идея фрейминга – выделить основной объект съемки, создавая для него рамку из второстепенных элементов… читать дальше 

правила композицииПРАВИЛО №10 — Решающий момент

Возможно, вы не занимаетесь профессиональной фотожурналистикой,   зато наверняка снимаете какие-то семейные события: вечеринки, свадьбы, спортивные соревнования, танцы или другие сюжеты. Выбор удачного момента поможет в этих случаях. Пожалуй, это самый сложный и философский композиционный прием… читать дальше  

правила композицииПРАВИЛО №11 — Движение

Показать движение в развитии фотография не может. Нажимая на спусковую кнопку фотоаппарата, мы останавливаем одно мгновение жизни, однако в хороших снимках движение словно продолжается.   Чтобы сделать фотографию в движении и правильно передать процесс перемещения, необходимо удачно выбрать момент и нажать вовремя на спуск…  читать дальше 

правила композицииПРАВИЛО №12 — Отражения и тени

Зеркала всегда таят магию, они – вход в иной, иногда странный мир, а иногда почти совсем реальный, но все же другой мир. За подробностями из философии жизни зеркал обратиться можно к «Алисе в зазеркалье» Льюиса Кэрролла или к сборнику гаданий. В мире фотографии отражение – сильный прием композиции, который делает снимок более броским, более интересным… читать дальше

правила композицииПРАВИЛО №13 – Равновесие

Профессиональные фотографы всегда носят с собой композиционные «весы» и, рассматривая фотографии, мысленно взвешивают их содержимое (очевидно, что темные тона тяжелее светлых, а зеленый предмет перевесит красный). Интересна та фотография, на которой предметы подчиняются законам тяготения, если внутри каждого кадра царят равновесие и гармония… читать дальше 


Я редко нарушаю следующие композиционные правила:

  • Не располагаю линию горизонта в пейзаже точно посередине кадра;
  • Не строю симметричных композиций, за исключением архитектурных;
  • Не располагаю сюжетно важный объект в центре кадра, если это останавливает движение;
  • Компоную кадр так, чтобы передний план был темнее заднего;
  • Стараюсь не оставлять небо чистым, заполняя его облаками;
  • Навожу резкость на объекты переднего плана (нерезкий передний план редко бывает чем-то оправдан);
  • В оптимистических сюжетах направляю движение вверх по любой из диагоналей, в грустных – вниз;
  • Не фотографирую пейзажи со снегом на переднем плане, затоптанным случайными следами;
  • Не включаю в кадр много красных предметов или строю кадр на основе красной монохромной гаммы, причем сюжетно важный элемент в этом случае может быть и другого цвета.

Чтобы сделать интересное фото, а не посредственный снимок, следует подумать о трех вещах:

  1. об объекте;
  2. о том, как расположить его в кадре;
  3. о свете.

Подсказка: обращайте внимание на освещение, а не на сами объекты. Отмечайте игру тени и света. Смотрите на очертания и формы. Смотрите на цвет, контраст, текстуру, линии, узоры. Всегда есть что-то, что стоит сфотографировать.

Если отснять и посмотреть достаточно много снимков, отмечая, что было видно в видоискателе и что получилось в результате, можно развить чувство композиции и нащупать свой собственный стиль в фотографии. Радость приносит как сам процесс съемки, так и полученные снимки. Фотография станет для вас тем, чем вы захотите: средством запечатлеть людей и события, хобби, страстью, искусством и даже профессией.

4 комментария к записи “КОМПОЗИЦИЯ”

  • очень рад данной теме :)

  • А это именно правила композиции? :)

  • Светлана Статышнюк:

    это композиционные приемы, определенные нормы фотоискусства, ставшие правилами.
    Как известно, правила нужны для того, чтобы их нарушать)

  • Евгений:

    Спасибо за советы…фотографирую давно,это как хобби сделал десятки тысяч любительских снимков но никогда не читал профессионалов…самоучка…понял что до многого дошел в фотографии сам интуитивно…но много интересного увидел в ваших статьях ,надеюсь использовать ваши советы…

Оставить комментарий