Чтобы регулярно получать новые статьи о том, как фотографировать, введите E-mail:

Опросы

Информация какой из рубрик вам понравилась больше всего?

Просмотр результатов

Загрузка ... Загрузка ...

postheadericon Рисунок светом: виды источников света

Заполняющий свет.

Наблюдая на улице за человеком, мы видим не только то, что освещено солнцем, но и теневые участки, в тени различаем фактуру кожи и одежды.

В естественных условиях подсветка теней, насыщение их светом происходят за счет света, рассеянного атмосферой. В интерьере теневые части подсвечиваются светом, отраженным от каких-либо светлых поверхностей (потолок, стены).

Степень подсветки теневых участков объекта съемки – это не только техническая необходимость, но и поиск наиболее выразительного светового рисунка кадра. От мощности потока заполняющего света во многом зависит характер освещения объекта съемки, а следовательно, и результат – фотография.

Есть одно хорошее правило: один человек – одна тень от него; один предмет – одна тень от него.

Две и более тени от одного объекта свидетельствуют: либо это фотография потустороннего существа, либо объект съемки освещен неправильно, что скорее всего и было на самом деле.

Рисующий свет.

Он определяет основное направление светового потока, формирует у зрителя представление об источнике света, который освещает объект съемки.

Сравнительно недавно фотографию называли «светопись», буквально – рисунок светом. Свет заменил фотографу карандаш, кисти и краски.

Основным светом, который прорисовывает на изображении свет и тени (без света нет тени), является рисующий свет – он задает характер изображения, помогая вызвать определенный эмоциональный отклик у зрителя.

На натуре источником рисующего света, как правило, является солнце. Выбирая точку съемки относительно солнца, фотограф тем самым определяет направление рисующего света, выстраивает световые акценты. Если, например, человека расположить под углом к солнцу, то освещена будет лишь одна его часть. Разница в освещенности светлых и теневых участков и создаст иллюзию объема.

Рисующий свет, падающий под углом, поможет подчеркнуть особенности фактуры, сделать ее изображение рельефным, донести до зрителя художественный образ объекта.

Работа рисующего света и заполняющего по освещению объекта съемки должна рассматриваться зрителем на фотографии как действие одного источника освещения.

Контровой свет. 

Наблюдая рассветы и закаты, повернувшись лицом к солнцу, мы видим действие контрового источника освещения.

Все объекты, находящиеся в поле зрения, освещены сзади, поэтому видны их темные силуэты, прорисованные светлым контуром.

Съемка в «контражуре» (так иногда называют контровое освещение) – удел смелых. Если точка съемки выбрана неправильно, прямые лучи света попадут в объектив и засветят пленку.

Наверняка вы смотрите телевизор, а значит – рекламу. Среди великого многообразия рекламных роликов есть сюжеты, посвященные шампуням для ухода за волосами. Изображение сопровождает примерно такой текст: «Блеск и шелковистость волосам придает шампунь… такой-то». Лукавят авторы рекламы: блеск и шелковистость волосам на экране придает правильно поставленный кинооператорами контровой свет.

Свет подчеркивает форму прически. Легкие световые блики на волосах позволяют выявить их объем и отделить от фона, тем самым создавая в композиции дополнительную глубину. Этот прием часто используют в портретной фотографии.

Яркий контровой свет, заливающий фигуру, может вызвать интересный эффект ореола. Четкие контуры фигуры растворятся в ярком слепящем свете, придав изображению особую экспрессию.

Что может служить контровым источником освещения?

На улице – солнце.

В помещении – свет из окна, зажженный источник искусственного света: торшер, настольная лампа и т.п.

Во всех случаях съемки в контровом освещении важно суметь передать атмосферу, характерную для объекта съемки.

Рассеянный свет.

Световой поток, прошедший сквозь рассеивающую среду. В природе роль рассеивающего фильтра играют облака.

Рассеянный свет на объекте съемки создает ровное освещение: все предметы отличаются друг от друга по цвету и тону, а не по уровню освещенности.

Рассеянный свет в оптических системах приводит к ухудшению качества оптического изображения (эффект светорассеяния).

Уменьшают этот эффект путем использования однородных материалов при изготовлении линз, призм и других оптических деталей, тщательно полируя их поверхности.

Фоновой свет.

Что такое фон? Это часть среды, в которой мы находимся. Только что мы любовались пейзажем. Он приковал наше внимание и был главным действующим лицом в процессе восприятия. Вдруг в поле нашего зрения попал человек. Пейзаж мгновенно превратился в фон. Сменились акценты восприятия. Человек занял главенствующее место. Неизменным осталось освещение, объединяющее передний план и фон.

Освещение фона оказывает активное влияние на общее ощущение от фотографии. Светлые объекты, расположенные на темном фоне, будут выглядеть больше своих естественных размеров. Темные объекты на светлом фоне воспринимаются меньшими и более изящными по отношению к подлиннику.

Передний план должен быть более темным по отношению ко второму плану (фону). Передний план по цветовому ощущению теплее фона.

Главное – добиться гармоничного сочетания по свету и цвету переднего плана и фона.

Маленький секрет!

Если кому-то не понравится фотография, которую вы сделали, внимательно посмотрите в глаза критику, выдержите паузу, после чего медленно и твердо произнесите: «Я так вижу. Все. Дискуссию можно считать законченной».

Понравилась эта статья? Поделись нею со своими друзьями в социальных сетях!

Оставить комментарий